Коллеги, мы, как и обещали делимся с вами впечатлениями и полезной информацией, полученной на «Школе выживания без грантов» в г. Новосибирск.

Но, обо всем по порядку. Действительно, вопрос- можно ли выжить без грантового финансирования, волнует многих коллег из третьего сектора. Не секрет, что многие региональные НКО живут, что называется «от гранта до гранта». Как выйти на устойчивое финансирование? Как обеспечить ресурсами все задумки и проекты, как оплатить зарплату бухгалтеру, в конце концов?

На все эти вопросы искали ответы 30 участников «Школы выживания без грантов» в Новосибирске. Это уже третий семинар, первый был в Архангельске, второй — в Нижнем Новгороде. Организаторы: БФ «Гарант» из Архангельска, партнеры-НРОО «Служение-НЭКСТ», Нижний Новгород; БФ «Созвездие сердец», Новосибирск.

Программа была не только интересной, но , и что самое ценное-практически ориентированной. Спикеры семинара-эксперты высочайшего класса: Михайлова  Марина, Балашова Алла, Горькаев Евгений, Щелокова Виктория…Эти имена на слуху у представителей не только некоммерческого сектора. Учиться у таких экспертов -одно удовольствие. Но легким процесс обучения назвать не могу, во-первых,  информация не всегда проста, во-вторых, приходится отказываться от своих стереотипов и волей-неволей принимать точку зрения спикера…Но, я твердо знаю, что только такая учеба приносит именно тот самый «взрыв сознания», в результате которого и получаются новые проекты, новая жизнь твоей НКО..

Вот такие впечатления. А информации и пищи для раздумий еще больше. Всего в одной статье и не опишешь. Будем делиться с вами постепенно.

Итак, что такое фандрайзинг? Это не просто поиск денег, а обеспечение НЕОБХОДИМЫМИ для реализации миссии процессов (проектов, программ и т.д.) НЕОБХОДИМЫМИ ресурсами в НЕОБХОДИМОМ количестве.

С чего начать?

1 мысль-«Фандрайзинг должен быть длинным»

Большая часть НКО живет от пожертвования к пожертвованию, от гранта к гранту, находясь в полной уверенности, что лучше вариантов им не сыскать. Конечно, мы поддерживаем трезвый взгляд на окружающую действительность, в которой отсутствуют хорошие новости, однако возможность создать что-то устойчивое и непременно растущее всегда есть. Фандрайзинг должен быть далекоидущим, долгоиграющим и впередсмотрящим:

  1. Это основа устойчивого развития НКО — развиваться без финансирования можно, но разве что духовно.
  2. Это создание и укрепление вашего резервного фонда — а если у вас нет резервного фонда, то пора бы его создать.
  3. Это понимание процессов — составив расширенную стратегию фандрайзинга, вы поймете, что можно и нужно автоматизировать в работе вашей НКО.
  4. Это понимание эффективности — составляя стратегию, вы обнаружите, что знаете все критерии оценки фандрайзинговых способов, которые собираетесь применить.
  5. Это хорошо — как любят говорить родители, учителя, тренеры и депутаты: «Потом еще спасибо скажешь!». Однажды хорошо продуманный фандрайзинг-план предотвращает дальнейшие риски, стрессы, ссоры и недопонимания.

2 мысль- «Кто вы?»

Когда бизнесмен просит рекламщика продать продукт подороже, рекламщик задает несколько вопросов. Самый важный из них — «А вы вообще кто?», который в менеджменте называется умным словом «позиционирование». Позиционирование любого бренда, бизнеса, личности или НКО важно в первую очередь для самого носителя, а уже потом для конечного потребителя. А мы намерены построить целую стратегию, поэтому определиться со своим позиционированием, которое на тренингах еще называют «миссией вашей организации», нужно как можно скорее. Как это сделать? Разберем по пунктам:

  1. Это база НКО — если все сотрудники имеют одинаковое понимание того, чем вы, собственно, занимаетесь, значит, ваша НКО имеет крепкий фундамент. Если один хочет помочь местному райцентру, второй думает о нефтяном пятне в мексиканском заливе, а третий — о количестве яиц в магазинной упаковке, то вам стоит серьезно поговорить.
  2. Это стимул — перечитайте предыдущий пункт и вы поймете, что наличие единой цели стимулирует ваших сотрудников работать еще усерднее.
  3. Это лояльность доноров — если ваши сотрудники понимают, ради чего они трудятся, то и вашим благотворителям будет абсолютно понятно, на что они жертвуют свои кровные.
  4. Это упрощает руководство — лидеры, директора и прочие идейные вдохновители становятся гораздо сговорчивее и понятливее. Работоспособность руководителей повышается, ведь они перестают требовать непонятно что, непонятно где и непонятно в какие сроки.
  5. Это тактические решения — обладая четко сформулированной миссией организации, вы учитесь принимать более взвешенные решения.

Таким образом, формулируя миссию вашей НКО, вы должны ответить на вопросы: Кто мы? Что мы делаем? Для кого мы это делаем? Зачем мы это делаем?

Будьте предельно конкретными, ведь написать «За все хорошее против всего плохого» может каждый. Не отражайте лишь одно направление вашей деятельности. Не фокусируйтесь на вашем конкурентном преимуществе, ведь это не миссия вашей НКО. И попробуйте обрадовать знакомых филологов, которые уверены в том, что формулировка миссии организации должна уложиться в 12 слов. Справитесь?

Это только начало, продолжение следует….

IMG_20190221_161857