Коллеги, самое время подвести итоги нашего традиционного «Исследования состояния негосударственного некоммерческого сектора в Ямало-Ненецком автономном округе в 2020 году».

Иследование мы проводим уже второй год.

Для чего?

Информация — инструмент для работы. Информация  делает наши решения более обоснованными и правильными.

Информация дает нам понимание, куда и зачем мы идем.

Надеемся, что анализ  даст и вам пищу для размышлений….

Итак, в «Исследовании..» приняли участие 49 НКО, что составляет  не менее 50%, а по некоторым оценкам – 70% активных НКО ЯНАО.

36% НКО- молодые НКО до 3-х лет. 38% — от 3-х до 10лет. 24% -старше 10 лет.

Можно сказать, что НКО – участники исследования – своеобразная фокусная группа, представляющая некоммерческий сектор региона и данные опроса можно суверенностью интерпретировать, как достоверные для всего сектора в ЯНАО.

1 раздел. Ресурсы НКО.

Что касаемо постоянных сотрудников в НКО, то  у более чем половины НКО их по – прежнему нет. Помещение не нужно 14%, испытывают необходимость– 19%. У более 60% НКО помещение имеется.

Оборудование – нет необходимого для работы только у 12% НКО, остальные – в той или иной степени оборудованием обеспечены.

Материальное положение в сравнении с 2019 годом улучшилось у 44% НКО, практически все они в качестве причины указывают получение грантовой поддержки.

Соответственно, ухудшение материального положения отмечается  у 31%  НКО, сами они  связывают это с уменьшением объема благотворительных поступлений, отсутствием грантовых поступлений.

67% НКО  собирают  средства у населения, используя расчетный счет, ящики для сбора пожертвования и другие инструменты.

 

 

 

 

69% НКО участвуют в конкурсах Фонда президентских грантов, половина из них – успешно. Свой отказ участвовать в конкурсах Фонда 40% НКО связывают с отсутствием компетенций в подготовке заявок, сложной  отчетностью и другими причинами.

Более половины НКО ЯНАО не воспользовались различными мерами господдержки в период пандемии, не было необходимости. 30% НКО этими мерами воспользовались.

  1. Добровольцы в НКО

87% НКО используют добровольческий труд в своей деятельности. Всего НКО – участницы исследования привлекли чуть более 1300 добровольцев за весь 2020 год, только у 30% НКО число добровольцев уменьшилось в сравнении с 2019 годом. Чуть более 60 % НКО зарегистрированы на сайте Добро.ру, соответственно, 40% не знают и не используют эти возможности.

24% НКО участвовали в работе местного штаба «Все вместе»,  только 24 % удовлетворены своим участием в

этой деятельности.

  1. Управление НКО.

32% НКО планируют финансовую деятельность, остальные работают ситуативно. 73% НКО самостоятельно взаимодействуют с органами статистики, 77% НКО работают с согласиями на обработку персональных данных.

В качестве трудностей, препятствующих устойчивости своей НКО, на первом месте руководители НКО видят отсутствие финансов, на втором – времени (30%), далее – помещения и команды (20%), только 6% НКО считают важным препятствием для развития конкуренцию за ресурсы между НКО.

По- прежнему в качестве источников ресурсов для ямальских НКО на первом месте – «президентские гранты», региональная и местная субсидия для СОНКО, далее – пожертвования ФЛ и ЮЛ и только 9% получают доход от  предпринимательской деятельности.

Отсюда и результаты оценки экономического состояния НКО. Четверть НКО хватает средств для всего задуманного, четверть – работают на энтузиазме, половина НКО – «середнячки». Это объясняет оценки руководителей НКО по динамике развития организации: 40% — работают стабильно, 12%  переживают подьем, 28% — спад. У 14% НКО в 2020 году не было активной деятельности, 14% — постоянно оказывают услуги населению и ЮЛ, 70% работали в рамках проектов и проводили мероприятия вне их.

  1. Открытость НКО

У 32% НКО имеется свой сайт. У 16% нет средств на его создание, но есть понимание его необходимости. У 20% нет даже страницы в соцсетях, по причине отсутствия компетенций ведения соцсетей.

 

32% НКО публикуют ежегодный публичный отчет, 64% — нет, из них не видят необходимости – 63%, не знают как, не умеют – около 30% НКО

      5. Партнеры и благополучатели.

НКО четко определяют свою целевую аудиторию, своих благополучателей, НКО участницы опроса в количественном выражении принесли благо более 22230 представителям различных незащищенных категорий населения ЯНАО.

В качестве постоянных партнеров НКО ставят на первое место – государственные и муниципальные учреждения (73%), далее- СМИ, другие НКО (53%), бизнес (28%).

  1. Поддержка НКО в регионе.

НКО чаще всего пользуются  поддержкой от ИОВ и МСУ в форме:  субсидии (38%), консультаций (36%), имущественной поддержки (20%), поощрение добровольцев и сотрудников (10%). Только 14% НКО – участниц исследования удовлетворяют условия регионального конкурса субсидий для СОНКО, в качестве улучшений  НКО предложили сделать прозрачными оценки по критериям конкурса и увеличить грантовый фонд.

 

Вот, если кратко, итоги исследования. Есть над чем задуматься?

Считаю, да.