Центр развития НКО Ямала в этом году провел небольшое исследование среди жителей Ямала с целью изучения вопроса: что же все таки знают жители о некоммерческом секторе и о конкретных НКО Ямала.

Зачем нам всем эти данные?

Сейчас разберемся. Полученные результаты говорят сами за себя.

Итак опрос проводился с использованием гугл-анкеты в сети интернет среди жителей городов и поселений Ямало-Ненецкого автономного округа  в период февраля — марта 2021 года. В опросе приняли участие 107 респондентов., практически из всех муниципалитетов ЯНАО, как сельских, так и городских.

Возрастной разброс участников опроса — практически отражение  соотношения этих же возрастных групп в составе населения Ямала, а именно:

от 18 до 24 лет — 16%; от 25 до 35 — -27%; 36-55 лет — 49 %; 56-70 лет — 6%.

Большинство опрошенных относят себя к сотрудникам бюджетной сферы или работникам по найму, 12% — студенты, 9% — предприниматели, 7% — пенсионеры, остальные относят себя к различным социальным группам.

49,5% — практически половина опрошенных сталкивалась с НКО в жизни: получали услуги, принимали участие в мероприятиях и т.д. Но  практически столько же ,  даже чуть больше опрошенных только «что-то слышали» или ничего не знают  о некоммерческих организациях.

На вопрос «Какие НКО в вашем городе , поселении вы знаете?» большинство или не ответили или ответили, что не знают никаких. В ответах наблюдатся путаница с бюджетными структурами сферы социальной защиты и молодежной политики, многие называют в качестве НКО  окружной центр поддержки добровольчества, образовательные организации. Корректно и наиболее часто назывались те  НКО, которые  присутствуют в интернет пространстве, работают устойчиво и профессионально, но таких названо не более 10 всего из более 100 активно работающих НКО Ямала.

На вопрос о мнении насчет того, чем занимаются НКО, ответы респондентов распределились следующим образом(была возможностьвыбора нескольких вариантов ответов):

52% считают , что НКО содействуют решению острых социальных проблем;

43% считают, что НКО развивают территорию, местное сообщество

Показательно , что более 37% опрошенных или не знают, чем занимаются НКО или считают, что их деятельность незаметна для большинства людей.

 

Значимой для себя и своего окружения респонденты считают (по мере убывания выборов):

  • благотворительная помощь нуждающимся (53%)
  • организация досуга (50%)
  • оказание социальных услуг (43%)
  • организация военно-патиротическихи спортивных мероприятий (27%)

Из перечня следует вывод, что респонденты испытывают определенную потребность именно в этих услугах, либо уже пользуются ими.

 

На вопрос о желании участвовать в работе НКО,  в общей сложности 37% уже участвуют в работе НКО, 35% не хотят или затрудняются с ответом,  27% — хотят участвовать. Из этих данных легко сделать вывод, что большинство опрошенных НКО пока  не вовлекли  в свою деятельность. И здесь есть поле для работы некоммерческих организаций.

На вопрос о достаточности освещения в  СМИ региона, сети интернет информации об НКО, 64% опрошенных отметили явный недостаток информации, только  15%  считают  освещение достаточным.

На вопрос: «В чем, на Ваш взгляд, причины недостаточной информированности жителей Ямала о деятельности НКО нашего региона?» 30% опрошенных затруднились с ответом. Примерно по 22% считают главными причинами незаинтересованность самих НКО и то,что  местные СМИ не публикуют информацию. «Досталось» и региональным СМИ — их слабую работу в этом направлении отметили 18% опрошенных.

На вопрос о б информационых каналах, наиболее предпочтительных для людей, были указаны социальные сети и мероприятия самих НКО. Что прямо указывает, на чем нужно соредоточить свое внимание самим НКО.

Общие выводы исследования:

Жителям ЯНАО нужны некоммерческие организации, им интересна их деятельность, нужна, но осведомленность о некоммерческом секторе и работе конкретных организаций оставляет желать лучшего.  Причины слабой осведомленности — не освещают или недостаточно освещают деятельность НКО местные и региональные СМИ и слабая активность самих НКО. Однако, в качестве предпочтительных каналов получения информации названы соцсети и мероприятия самих НКО. Отсюда можно сделать вывод, что дело вовлечения жителей в работу НКО -дело самих НКО.