Совсем скоро, 16 июля начнется прем заявок на 2 в этом году конкурс президентских грантов. Событие ожидаемое, уже, можно сказать, плановое. Многие некоммерческие организации нашего региона уже становились победителями таких же конкурсов в прошлом году… Сегодня , за полтора месяца до объявления нового конкурса, хочется остановиться на теме мониторинга социального проекта.

Мониторинг социального проекта — тема , на первый взгляд, изученная и знакомая. Во многих проектах в качестве задачи или в качестве одного из пунктов календарного плана обозначен «промежуточный мониторинг эффективности проекта» или не обозначен…Но в той или иной степени мониторинг присутствует в каждом проекте.

В экономической теории и практике рассматривают внешний и внутренний мониторинг.

О внешнем мониторинге социальных проектов, реализуемых на средства субсидий и грантов, пока больше говорят, чем делают….Заказ внешнего мониторинга и оценки проекта -дело дорогостоящее, да и кадров соответствующих не так много.

Отечественная система мониторинга и оценки социальных проектов — тема новая,  «первопроходцами» в этой сфере стали Н.Л. Хананишвили и А.С. Автономов (НИУ ВШЭ и Национальная ассоциация благотворительных организаций).  Разработанная ими методическая и научная база  системы мониторинга транслируется в рамках проекта «Укрепление и развитие экспертно-аналитического потенциала СОНКО в России». В проекте в течение всего 2018 года проходят практикоориентированное обучение более 100 региональных экспертов, в том числе и Инна Тереш-председатель РОО «Центр развития НКО Ямала».

А пока мы акцентируем внимание на внутреннем мониторинге проектов. Что же должен предусмотреть в этой сфере руководитель проекта?

Во — первых, еще на стадии разработки проекта предусмотреть механизм: периодичность, параметры, инструменты мониторинга своего проекта.

Во-вторых, акцентировать усилия по мониторингу не на процессе реализации проекта, не на деятельности, а на результативности. Ведь цель социального проекта -изменения…Если нет никаких изменений от  участия в Вашем проекте у  благополучателя, то и нет результата проекта, он пуст, бесполезен. И уж совсем плохо, если об этом Вы узнаете из отчета о внешнем мониторинге Вашего проекта.

В -третьих, при разработке инструментов Вашего внутреннего мониторинга (анкет, опросников, интервью и др.) ориентируйтесь не на удобство обработки и применения этих инструментов для Вас, а учитывайте интересы и потребности Вашей целевой аудитории, благополучателей Вашего проекта. Приведу простой пример «неправильного»  инструмента внутреннего мониторинга. Анкета в приложении «гуглдок» для изучения удовлетворенности мероприятиями проекта для целевой аудитории пенсионеров — инвалидов -не совсем разумный вариант подбора инструмента мониторинга, гораздо удобнее — письменная анкета, которую можно заполнить в Вашем присутствии. Почему в Вашем присутствии ? Опыт показывает,что это наиболее оптимальный и менее трудозатратный вариант.

В-четвертых, предусмотрите информационный канал для трансляции хода, результатов Вашего проекта. Как ни банально, но это — сайт, сообщества в соцсетях. Проверить, насколько информация о Вашей организации или проекте доступна и оптимальна по объему можно очень просто: наберите в поисковике название проекта….Остальное увидите сами.

Это только несколько первых советов. Тема внутреннего мониторинга обширна и многогранна. Продолжение следует.