Центр развития НКО Ямала в сентябре 2021 года провел небольшое исследование среди различных категорий жителей Ямало-Ненецкого автономного округа с целью изучения уровня участия в благотворительной деятельности. Опрос проводился с использованием гугл-формы в сети интернет среди жителей городов и поселений Ямало-Ненецкого автономного округа. 

 В опросе приняли участие 48 респондентов, практически из всех муниципалитетов ЯНАО, как сельских, так и городских. Возрастной разброс участников опроса — практически отражение соотношения этих же возрастных групп в составе населения Ямала, а именно:  

от 18 до 35 лет — 25%;  

от 36 до 50 лет -58,3%;  

от 51 до 75 лет — 16.7%.  

 

 

На вопрос: “В каком виде благотворительной деятельности Вы участвовали в последние 12 месяцев?” 66,7% указали, что делали пожертвование напрямую нуждающимся, 37,5%  делали пожертвование в Благотворительные фонды, 31,3% жертвовали деньги в церковь, 29,2% передавали вещи, продукты в Благотворительные НКО, 20,8% работали волонтерами в Благотворительных НКО. Все это говорит об активности жителей Ямала в благотворительной деятельности. 

На вопрос “Если Вы жертвовали деньги в течение последних 12 месяцев, это была..”, ожидаемо на первом месте (более половины опрошенных) стоит “поддержка детей- сирот, тяжелобольных, инвалидов, на втором — “помощь бедным” и “помощь животным”. Эти данные совпадают с общероссийской статистикой направлений пожертвований частных лиц.   

На вопрос: “Если Вы не участвовали в благотворительной деятельности в последние 12 месяцев, то по какой причине?”, 15% ответили, что не знали о благотворительных сборах, а 35% затруднились с ответом. Напрашивается вывод о том, что главная причина неучастия ямальцев в благотворительности — отсутствие информации. 

На вопрос: “По какой причине Вы участвовали в благотворительной деятельности”,  более половины опрошенных ответили, что считают это своим долгом, 35% опрошенных в качестве причины указали, что их волнует эта проблема. Показательно, что практически треть опрошенных помогали потому, что к ним обратились за помощью.   

 

На вопросы об оценке влияния международных и российских НКО на жизнь людей, ответы практически идентичны данным таких же исследований в других регионах нашей страны: доля положительной оценки воздействия международных НКО чуть меньше, чем российских НКО. Это и понятно, российские НКО ближе. 

 

В этом контексте оценка воздействия местных НКО еще более показательна: 66,7% опрошенных оценивают воздействие как положительное.  

На предложение пояснить свои ответы о степени воздействия на жизнь людей местных НКО опрошенные дали следующие ответы ( приводим наиболее типичные):  

  • “Местные НКО создают маленькую альтернативу бюджетной системе и показывают наличие других сценариев взаимодействия активных людей”,  
  • “Деятельность напрямую влияет на улучшение качества жизни горожан” 
  • “Я мало что знаю о местных НКО” 
  • “Почти ничего не знаю об из работе, вот и не могу оценить их деятельность. Знаю о .., вот и помогаю им ” 
  • “Нет информации” 
  • “Слабое взаимодействие НКО с властью. Власть принимает решения без учёта мнения НКО” 
  • “Многие НКО в нашем городе работают по своим целям, делают это хорошо, честно, поэтому и жители , доверяя НКО помогают и участвуют тоже” 
  • “Решают те проблемы, которые не решает гос-во” 
  • “Маленький город, все знают” 

Общие выводы исследования: Жители ЯНАО, особенно трудоспособного возраста, активно участвуют в благотворительной деятельности. Более трети опрошенных затрудняются ответить о том, какое влияние НКО имеет на местном, региональном и всероссийском уровне, что говорит о низкой осведомленности граждан о деятельности некоммерческого сектора. Это подтверждает данные наших предыдущих исследований. 

Более половины опрошенных не участвовали в благотворительности в последний год по причине отсутствия информации о сборах или затруднились ответить. Это свидетельствует о низкой информированности жителей со стороны благотворительных НКО. Для НКО региона — это — “зона роста”. Ямальцы готовы участвовать в благотворительных акциях и сборах, просто нет информации об этом. Тот факт, что немногие помогают конкретной знакомой организации, также подтверждает низкую информированность жителей об НКО, нуждающихся в помощи. Высокая оценка жителями Ямала положительного воздействия именно местных НКО, говорит о том, что местные НКО должны использовать это доверие для привлечения ресурсов для своей деятельности.